Черногория

Несколько лет назад я увидела у одного фотографа кадры из Черногории и влюбилась. Тогда я точно решила, что обязательно там побываю. Я не знала об этой стране практически ничего, кроме того, что там есть море, Боко-Которская бухта и красивые закаты)

Да мне и не нужно было ничего больше))

Узнала я немного больше о Черногории, когда дедушка спросил меня: "А где это? Это бывшая Югославия?" И да, Черногория входила в состав Югославии, окончательно независимым государством она стала в 2006 году. Эта маленькая страна (всего 600 тысяч человек, это даже меньше Саратова) на побережье Адриатического моря. Но там столько красоты, что хватило бы на десяток стран.

Я думаю, что надо меньше слов и больше фотографий. Все фотографии были сделаны на камеру и телефон.

Мы бронировали билеты на самолет самостоятельно, выбор пал на "Победу", потому что дешево и сердито (на двоих билеты "туда-обратно" получились около 32 тысяч). На самом деле ничего плохого про лоукостер сказать не могу, маленькие разрешенные габариты ручной клади - к этому просто надо быть готовым, не кормят на борту - поесть заранее и потерпеть 3 часа не так страшно.

Аэропорт находится в городе Тиват (ударение на первый слог, кстати), есть ещё один в Подгорице, но в основном все, кто летит на побережье, прилетают в Тиват. Аэропорт очень маленький, заблудиться и запутаться там невозможно.

Чтобы передвигаться по стране, мы арендовали машину. Есть очень много сайтов, где можно это сделать, но мой муж нашел на каком-то форуме компанию, в которой можно это сделать дешевле и без предоплаты. Мы им писали в viber по номеру телефона +382-69-625-005 (вот их сайт: https://www.luvijarentacar.com ) Для аренды авто в Черногории требуются только российские права с открытой "B" категорией. Аренда нам обошлась в 250 евро за 10 дней. Бензин (в нашем случае, дизель) стоил 1,30 евро/л. Да, это гораздо дороже, чем в России, и с первого раза цена пугает, но расстояния такие небольшие, что мы заправлялись всего пару раз за все время. Машину привезли в аэропорт, там же мы её и сдали, когда возвращались домой. Вообще насколько мне известно, общественный транспорт в Черногории развит достаточно хорошо, особенно если вы останавливаетесь в Будве. Но если вы, как и мы, не хотите быть зависимы от расписания автобусов, берите авто в аренду, не пожалеете. Страна просто создана для того, чтобы передвигаться на машине - за каждым поворотом открываются прекрасные виды, один круче другого.

Я выбирала очень тщательно апартаменты, в которых мы проведем 10 дней путешествия. "Промониторила" на букинге все апартаменты за наш бюджет, и в итоге мы выбрали Villa Santa Vita (оставлю ссылку, https://www.booking.com/hotel/me/vila-santa-vita.ru.html - рекомендую всем). В июне апартаменты обошлись нам в 390 евро за 10 ночей.  Апартаменты находятся в поселке Булярица, это маленький поселок в 4 км от Петроваца с населением около 250 человек. В самом поселке всего один магазин и пара кафешек, но за счет этого пляж не забит так сильно, как в Будве, например. Подниматься до апартаментов надо немного в гору. Мы не собирались каждый день проводить на пляже и подниматься в номер по несколько раз в день, поэтому нам это было не важно. Но если вы хотите быть ближе к морю и основным развлечениям, то советую выбирать отель на первой линии. Но там не будет такого вида:)

В Петровац мы ходили почти каждый день либо ездили на машине. Там можно гулять по набережной или пройтись по тропе здоровья.

Тропа здоровья в Петроваце: вид на крепость просто невероятный, ни одна фотография не передаст этого.

Если вы дочитали до этого момента, значит либо вам очень нравится Черногория, либо вам уже очень понравилась Черногория:))

Поэтому надо сказать о главном. О еде.

Кто со мной знаком, знает, что поесть я люблю)) Да что уж там греха таить, я обжора та еще, и все мои путешествия в итоге превращаются в гастротуры.

В этот раз у меня был даже блокнот, в котором я записывала, что надо обязательно попробовать в этой стране.

Многие интересуются ценами на еду в магазинах и в кафе. Я могу сказать так: цены примерно как в Москве. У меня не такой большой опыт заграничных путешествий, но в Италии несколько лет назад было точно дороже.

Черногория - мясная страна, тут едят много мяса, и даже блюдо из мяса тут может быть фаршировано мясом, как, например, негушский стейк фаршируют сыром и пршутом.

Если я буду подробно писать обо всей еде в Черногории, то это будет целая отдельная статья, просто знайте, что здесь вкусно)))

Вкратце о том, что нужно обязательно попробовать)

• пршут-копчено-вяленая свинина, "визитная карточка", как хамон в Испании. В Будве есть магазинчик Mi Ania (нам его посоветовали местные) - место  вдалеке от туристических мест и цены там намного дешевле;
  • негушский сыр и вообще все сыры, видов очень много, все безумно вкусные;
  • шопский салат - салат из овощей с сыром;
  • каймак - что-то среднее между сметаной, маслом и сыром, мы покупали на рынке, но есть и в супермаркетах;
  • плескавица - это огромная сочная котлета из рубленого мяса, когда ешь ее, понимаешь, вот какой должна быть котлета;
  • чорба - густой мясной или рыбный суп;
  • ягнятина под сачем - не смогу объяснить как это точно делается, но это очень вкусно, мясо просто тает во рту;
  • шницель караджордже - похоже на котлету по-киевски))
  • паланчики - блинчики с шоколадной пастой.

Помимо всего этого, там очень вкусная пицца, можно заказать целую, а можно по гигантскому куску, если нужно перекусить)

Рыба и морепродукты стоят дороже мяса, но тоже все очень вкусное. Все готовится в печи или на мангале, поэтому натуральное и вкусное. Честно, вернувшись в Москву, кажется, что здесь продукты "не те".

Немного фото для иллюстрации.

В кафе к любому блюду "автоматически" прилагается гарнир: обычно картошка фри или овощи. Еще я забыла сказать про лимонад - здесь он настоящий, с лимонным соком, а не то сиропное "нечто", что принято называть лимонадом в России. Это кайф.

Еще отдельных слов заслуживает выпечка. Пекарни там называются "Пекара", и мы ходили туда несколько раз в день за круассанами и кофе. И пиццей, конечно. Если я о чем-то и жалею, так это о том, что мы впервые попробовали там пиццу только за 3 дня до отъезда. Огромный кусок стоит 1,5 евро и им реально можно наесться. Гигантский круассан с шоколадом - 0,80 евро.

А так, один поход в кафе на двоих был примерно 25-30 евро (2 горячих, салат, напитки), но это очень сытно, потому что порции гигантские, а  одного блюда вполне хватит на двоих.

Наше путешествие по стране начали мы с Будвы. Это - один из центров туризма в стране.Здесь много кафе, баров, ресторанов и очень красивый старый город. Но очень много людей)

Старый город Будвы. Старый город есть почти во всех прибрежных городках Черногории, но именно в Будве он особенный.

Пляж Могрен-один из самых живописных пляжей Черногории. В принципе, это даже 2 пляжа, разделенные скалой. Дорога ко второму пляжу ведет через сквозную пещеру.

Если есть возможность подняться повыше и посмотреть на город с высоты - нужно обязательно сделать это. А спускаясь вниз, можно увидеть еще много всего)

В один из дней мы поехали в Котор - древний город в Черногории на берегу Боко-Которской бухты. Старый город чем-то напоминает Италию. В его извилистых улочках можно потеряться, что мы и сделали, несколько раз пройдя по одним и тем же местам. Еще Котор называют городом котов - они там повсюду, подозрительно худые, но все равно симпатичные. Спят везде, где придется, не обращая внимания ни на кого.

Но самое главное, что нужно сделать в Которе, это подняться на крепость Святого Иоанна. Оттуда открывается просто нереальный вид на бухту. Вход стоит 8 евро, если подниматься по ступенькам через Старый город, но для тех, кто не хочет платить, есть дорога слева от Старого города (если стоять к нему лицом), там трудно ошибиться.  Местные называют её "рыбачьей тропой". Подниматься высоко и далеко, так что нужно взять много воды и сил, лучше всего делать это ближе к вечеру. Нам повезло - под конец подъёма солнце скрылось за тучками и пошел дождь.

Вот собственно и сам подъём на крепость))Как это было:)

На обратном пути из Котора заехали посмотреть на Свети Стефан. Это остров-отель, на который могут попасть только его жильцы, но посмотреть со стороны никто не запрещает, а еще можно позагорать на пляже рядом и поплавать около стен острова, заглядывая в окна, ну а вдруг увидишь какую-нибудь знаменитость))

Мы решили объехать на машине все побережье, поэтому в один из дней отправились на Восток, в Ульцинь. Этот город находится на границе с Албанией. И там совсем не так, как на будванском побережье или Которе. Европой там и не "пахнет", скажем так) Очень шумно, кругом какие-то ларьки, все вывески сразу на 2 языках. В общем, отдыхать бы я там не советовала. Единственное, что там круто - это пляж "Велика плажа". Это песчаный пляж (что в Черногории редкость, все пляжи в основном галечные, где-то мельче, где-то крупнее), протяженностью 12 км. Надо сказать, что Адриатическое море бывает довольно прохладным, но вот когда мы были в Ульцине, оно было самым теплым. Не знаю, то ли это из-за песка, то ли так совпало)

По пути домой застали очень красивый закат.

Что может быть лучше завтрака с таким видом?

Только закат с таким видом:)

Еще немного красивого солнечного Петроваца и пляжа "Лучице" в тот день, когда я вышла из дома без фотоаппарата)

Не объехать Боку-Которскую бухту было бы преступлением с нашей стороны, потому что одного Котора очень мало.

Первым городом в нашем путешествии по Бухте стал Тиват с его знаменитым "Porto Montenegro". Это марина для яхт на берегу Которского залива, по сути это отдельный город со своей инфраструктурой, отелями, развлечениями и магазинами класса "люкс". Мы были там рано утром, людей почти не было и было даже немного прохладно от бриза) Очень много фотографий оттуда)

Позавтракали с красивым видом в ресторане "Аl posto giusto", посмотрели еще немного и поехали дальше)

Ничего необычного, просто подводная лодка:)

Стандартное фото по названием "Сфотографируйте нас, пожалуйста":)

Затем мы доехали до городка Лепетане, где на пароме за 5 минут мы переехали через залив и оказались в Герцег-Нови.

Этот город называют самым зеленым в Черногории, а еще здесь самая длинная набережная в стране. Нам город показался очень гористым, было ощущение, что постоянно поднимаешься по ступенькам. Вид на залив очень красивый, но есть и минусы - почти все пляжи бетонные (хотя для кого-то это может и плюс).

Попрощавшись с Герцег-Нови, мы поехали в сторону в сторону Пераста, по дороге любуясь видами и останавливаясь на каждом повороте)

Пераст-маленький городок. Там всего около 300 местных жителей, но от этого недвижимость дешевле не становится. Говорят, что даже самая развалюшка без окон и дверей стоит больше 1 миллиона евро. В летний сезон въезд в город закрыт, поэтому припарковать машину внутри города просто негде. Около города организовано 2 парковки, но мы и там еле нашли место (мы были в июне и боюсь представить, что там в августе, когда количество туристов в разы больше). На набережной города расположены кафе и рестораны, цены в которых на порядок выше, чем в Петроваце или Будве.

Около Пераста находится 2 острова.

Остров "Святого Георгия" закрыт для посетителей, там находится мужской монастырь. Остров "Госпа од Шкрпела" - рукотворный остров, на котором находится церковь Божьей Матери. Добраться до острова можно арендовав лодку на набережной Пераста. Стоимость аренды лодки 7-10 евро (нас довезли до острова, оставили там погулять на полчаса, потом вернулись за нами).

По традиции, мы поднялись наверх, чтобы посмотреть на город с высоты.

Море морем, но, как оказалось, есть и другая Черногория. Для того, чтобы ее увидеть, нужно проехать немного подальше, в горы. Мы решили поехать туда с экскурсией на автобусе, потому как боялись, что не успеем вернуться засветло (а ночной серпантин так себе удовольствие для нас). Как оказалось, серпантин там не такой уж и страшный, поэтому решили, что в следующий раз обязательно поедем на север страны на несколько дней на машине, потому что нам не хватило времени, чтобы увидеть все. Экскурсия стоила 40 евро с человека. Многие места мы посетили проездом, где-то останавливались подольше, в целом удалось сложить впечатление и желание вернуться снова.

В окрестностях Скадарского озера, каньон реки Морача и много горного серпантина из окна автобуса.

Монастырь Морача. Черногория - православная страна, на ее территории огромное количество древних монастырей и храмов. Они не похожи на наши, только убранство гораздо скромнее.

Серпантины и горные реки.

Мост Джурджевича через реку Тара считался самым большим автомобильным мостом в Европе на момент завершения строительства (1940). Сейчас он уже, конечно, потерял такой статус, но он по-прежнему действует и привлекает внимание туристов. Смотришь на него и кажется, что сейчас проедет поезд "Хогвартс-Экспресс" из Гарри Поттера:) Кстати, там можно прокатиться на зиплайне, полет как раз проходит на рекой Тара.  Каньон реки Тары в глубину достигает 1300 м. ​Это самый глубокий каньон в Европе, уступает он только Гранд-Каньону в США.

Последний пункт нашего путешествия по горной Черногории - Черное озеро. Оно находится около города Жабляк. Это ледниковое озеро, температура в окрестностях гораздо ниже, чем на побережье, обычно на 10-15 градусов. Вода там невероятного цвета, мы попали в пасмурную погоду, но это совсем не испортило впечатление.

По дороге домой.

Пляж Булярица, вид по пути в Петровац.

Пляж Лучице вечером.

В предпоследний день погода не сильно радовала нас, но я не могла не выполнить один из пунктов - взять в аренду катер и покататься вдоль берега Петроваца.

Когда я первый раз была за границей, то покупала магниты и всякие дурацкие сувениры в каждом городе, но теперь я уже ученая и стараюсь искать что-то особенное, сделанное именно в этой стране, а не трудолюбивыми китайцами)

В Петроваце на набережной продает картины и магниты ручной работы местный художник, магнитик - это маленькая картина на настоящем холсте, в итоге мы купили много магнитов и одну картину)

А вообще вопросов, что привезти в подарок из Черногории, у нас даже не стояло)) Пршут, сыр, масло, вино, пиво:)

Про вино надо отдельно сказать. Есть там такое вино, называется Вранац, оно красное, но местные называют его черным, потому что оно темно-бордового цвета, вкус достаточно терпкий, и вот уж насколько я не пью красное вино, это мне прям понравилось. Цена от 2,5 евро за бутылку, есть дороже, но, как нам сказала женщина, которая живет давно в Черногории, за 2,5 пьется легче всего, потому как вкус более привычен))

Местное пиво "Никшичко" даже таким нелюбителям пива как мы понравилось) Вообще в Черногории почти ничего не производят: нет никаких заводов и фабрик, а почти все продукты, кроме пршута, пива, вина и сыра, привозят из Сербии и других соседних стран. Но те продукты, которые производят, очень вкусные и отличного качества. Стоит также отметить местное оливковое масло, которое мы купили на рынке у местных жителей. Читала, что в магазинах продается хорошее оливковое масло "Zlatnekapi" (продается в любом супермаркете).

В предпоследний день случился очень красивый закат.

Десять дней жили и смотрели на гору, где виднелась церквушка. В последний день решили туда дойти. Оказалось, что это монастырь XIV века "Градиште"

Уезжать из полюбившегося места всегда немного грустно. Прощались мы с Черногорией отправив домой открытку с местной почты и прогуливаясь по пляжу Булярицы.

Такие "вагончики" стоят прям около пляжа) Можно приехать на своем фургоне и арендовать место, а можно снять такой прям там и засыпать и просыпаться под шум моря.

Последний вечер в любимой "Kanoba Galeb". Это местный ресторанчик, в котором великолепное обслуживание и прекрасная еда))

Напоследок, для самых усердных, кто дочитал до конца)))

Черногория - очень душевная страна, и именно поэтому через пару дней пребывания кажется, что ты здесь уже давно и вообще как "свой". Частично - это заслуга большого количества русских, как постоянно проживающих, так и туристов. Частично - за счет отношения работников сферы обслуживания вокруг тебя. В кафе тебя встречают так, словно ты самый любимый гость, в "пекаре" с тобой здороваются и желают хорошего дня. Происходит все это не по долгу службы, а искренне и от души, просто потому что они такие люди, таков их менталитет. Мы ни разу не встретили какого-то нелюбезного отношения к русским, о котором многие говорят. Большая часть старшего поколения понимает русский или даже говорит на нем, по-английски тоже говорят, но в основном молодежь. В любом случае, вы всегда поймете, что вам хочет сказать собеседник.

Черногория - это Европа, но не совсем. Есть в ней некоторая "совковость", но в таком хорошем, уютном смысле слова, будто ты приезжаешь на дачу к бабушке, только кругом средневековая архитектура, сосны, пальмы и море.

Есть несколько "но", о которых хочется сказать. Здесь не будет такого сервиса, который есть в Турции и некоторых других европейских странах. Море прекрасное, очень чистое, но все же эта страна не для пляжного отдыха, как мне кажется. Лежа на пляже, вы просто не увидите ничего, и тогда Черногория покажется просто "Анапой" и, возможно, разочарует. Есть пляжи гораздо лучше и в других странах, где и сервис и инфраструктура, но в Черногории  надо обязательно брать машину, чтобы посмотреть все, а не только лежать на пляже, ведь, как известно, самое красивое часто скрыто от глаз.

Немного про бюджет. В любой стране можно отдохнуть по-разному. Все зависит от ваших "аппетитов". Если есть несколько раз в день в кафе морепродукты и рыбу, то, возможно, это будет недешево, но можно иногда готовить в апартаментах и тогда точно будет дешевле. Жилье в самый сезон стоит дороже, но не бойтесь снимать квартиру не в самом туристическом месте (особенно, если есть машина), а при его выборе смотрите отзывы, и тогда каждое утро будет добрым, как у нас, в нашей Черногории.

Долгий вышел рассказ:) Я надеюсь, это было полезно, и кто-то, как и я когда-то, влюбился в эту страну и теперь мечтает там побывать.